суббота, 7 ноября 2009 г.
МИФЫ О СОТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА
Землю, на которой мы живем, алтайцы называют ЧЫН ДЬЕРЬ - действительная земля. Под этой последней, есть другая земля, где царствует вечный мрак. Это область - алтынгы орен (нижний мир) или алыс дъерь (дальняя земля).
Действительная земля в настоящее время переживает второй период своего существования. Начало второго периода алтайцы относят к
Потопу - дядык, о котором рассказывают так: Вестником наступления Потопа был Синий козел с желтыми рогами. Семь дней бегал козел вокруг земли и неистово блеял. Семь дней было землетрясение. Семь дней шел с бурей град. Семь дней шел снег.
После этого наступили сильные морозы.
О наступлении Потопа знали семь братьев-праведников. Из них старший был Эрлик, а другой Ульгень. Ульгень одарен был божескими способностями и назывался Помчы - книжник.
Братья выстроили кереп - корабль (алтайцы говорят, что кереп - плот, до настоящего времени сохранился на высокой горе Дял-Менкю: другие говорят - на горе Ыдык, близ Кош-Агача), на который взяли с собой
животных, птиц и пресмыкающихся по одной паре.
Когда кончился Потоп, Ульгень выпустил петуха, но он от мороза погиб. Во второй раз выпустил гуся. Гусь не вернулся в кереп. В третий раз Ульгень выпустил ворона. Ворон тоже не воротился назад, потому что нашел трупы ими питался.
Семь братьев-праведников вышли из корабля.
Ульгень силою Ном - книги мудрости - стал творить человека. Положил синий цветок-ветренник (кек чечек) в золотую чашку. Старший брат Эрлик похитил у него часть цветка и сотворил тоже человека. Разгневался Ульгень на брата и прокелял его творение, сказав:
-Пусть будет сотворенный тобою народ черный опоясан черным ремнем, - далее - мой народ белый пойдет на восход солнца, а твой народ черный - на запад.
Черный народ покрыл круг (бубен) кожей и первый стал
камлать.
По другому рассказу, Ульгень создал тела человеческие и послал ворона к Кудаю - Высшему божеству - просить души для своего творения. Ворон полетел на небо. Кудай дал ворону души. Ворон зажал их в клюв и полетел
обратно. Путь был дальний, ворон почувствовал голод.
Пролетая над землей, ворон увидел труп верблюда. Голод тянул его к трупу, но он пролетел мимо него. Совсем, было, стал уже забывать свой голод, но вдруг встречается новый труп - труп лошади. К нему возвращается голод еще с большей силой. Но ворон пролетает мимо и этого трупа, однако, почувствовал, что силы его оставляют.
Летит ворон дальше, напрягая ослабевшие свои крылья, и на пути встречает третий труп: лежит корова, а голубые ее глаза манят к себе.
Тут ворон потерял самообладание и от восторга крикнул:
-Ах, какие глаза!
Души из клюва выпали и рассыпались, упав на хвойные леса: сосны, кедры, ели, пихты, можжевельник. От этого деревья эти стали зеленеть зиму и лето.
В то время, когда ворон летал на небо, Эрлик ночью выходил из своего подземелья на землю. Он увидел на земле новый дворец и тихо подкрался к нему. Во дворце лежали тела людей, которых создал Ульгень. Опасаясь
Эрлика, Ульгень поставил сторожить у двери собаку. Собаки раньше не имели шерсти, а были шлдые, как и человек. Эрлик говорит собаке:
- Пусти меня во дворец, дам тебе пищу, от которой не будешь чувствовать голода целый месяц.
Соблазнилась собака и пустила Эрлика во дворец.
- Все будет моим достоянием, - сказал Эрлик и дунул в тела свою душу. Тела ожили. Тут были дети, юноши, девицы, мужчины, женщины и старики.
Так на земле появились люди.
Эрлик имел ружье, которое заряжалось бездымным порохом. Каждую ночь выходил Эрлик на землю и убивал людей, а души их забирал к себе. При этом красавиц он делал поварихами, а юношей стремянными.
Ульгень стал замечать, что из его дворца убывает народ. Тогда он незаметно всыпал в пороховницу Эрлика другой порох. Эрлик ночью
выстрелил из ружья. Раздался оглушительный гул. Эрлик испугался, бросил из рук ружье, а сам ринулся в подземную пропасть.
С тех пор не стал сам выходить на землю, а отправляет за душами своих посланников.
Когда-то Эрлик ездил на белом коне, но отдал его Высшему божеству за душу богатыря. Но Высшее божество обмануло его и, вместо души,
дало ему черного быка, велев садиться на быка лицом назад и погонять вместо плети луновидным топором.
На этом основании алтайцы приносят в жертву не лошадь, а всегда черной масти быка или корову.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий