понедельник, 6 июля 2009 г.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Мне вспомнилось высказывание одного греческого философа "Я господин себе, как и всей вселенной". Оно говорит о том, что человек, научившийся управлять собой, может управлять вселенной. Я знала и любила эту фразу с юношеских лет, когда еще увлекалась древнегреческой философией, но забыла, кто её автор. Попыталась найти в интернете и набрела на видео о Тесле "Параллельные миры".

О Тесле я, я знала, и ролик понравился, и я перекачала его к себе. Внимание зацепилось на том, что Тесла использовал состояние измененного сознания для научных открытий, тогда как духовные учителя просто наслаждаются этим состоянием. Это опять же западный и восточный подход к просветлению.

А фразу "Я господин себе, равно как всей Вселенной", я нашла в одной моей старой тетради, которая чудом сохранилась. Её автор древнегреческий философ, поэт, драматург Менандр.

Менандр

(342 - ок. 291 до н.э.), афинский драматург, единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем: он был знатен, богат, пользовался уважением философов и царей.

Его смерть во время морского купания в Пирее завершила жизненный путь, отмеченный постоянным поиском совершенства. Пока Менандр был жив, некоторые его соперники (в частности, Филемон) пользовались большей популярностью, однако посмертная слава Менандра затмила всех. Аристофан.

Византийский полагал, что Менандр уступает лишь Гомеру.

Считалось, что Менандр смягчает души зрителей, "преподносит людям урок исполненного радости бытия". Новая комедия и пьесы Менандра отличаются от древней комедии тем, что в них отсутствует партия хора и они обходятся без песен и танцев как части действия (то и другое применяется лишь как интермедии). Нет здесь и каламбуров с непристойностями, которыми щедро пользовалась древняя комедия.

Для Менандра характерно стремление показать заурядных людей в обычных обстоятельствах. Он черпал свои сюжеты из повседневной жизни Афин, изображая как серьезные, так и забавные стороны человеческого существования.

Главная тема его пьес - романтическая влюбленность, которую он преподносил в различных вариациях. Менандр написал свыше 100 пьес, но первое место в состязании драматургов занимал лишь 8 раз. В сочинениях античных авторов до нас дошло ок. 100 названий его комедий (некоторые, возможно, дублируют другдруга) и многочисленные фрагменты (более 900 размером от единственного слова до 16 строк).

Переработанные римскими драматургами Плавтом и Теренцием, пьесы Менандра оказали влияние на всю новоевропейскую литературу. Новая эпоха в литературной судьбе Менандра началась с конца 19 в., когда многочисленные находки папирусов, сделанные в Египте, постепенно вызволили из забвения уже не фрагменты, но значительные отрывки более 10 комедий.

Сохранившегося текста четырех из них (Самиянка, Остриженная, Третейский суд и Щит) вполне достаточно для того, чтобы составить представление об их сюжете и литературных достоинствах, а продолжилась эпопея открытий публикацией в 1959 пятой, сохранившейся полностью комедии Нелюдим (другое название - Брюзга).

Нелюдим был в 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в честь Диониса). Это высоконравственная комедия, в которой Менандр, несмотря на свои 25 лет, выказывает себя вполне опытным мастером.

Комментариев нет:

Отправить комментарий