Не давала мне все-таки покоя история из фильма «Дрога перемен», который я описывала тут sofora.livejournal.com/3263.html#cutid1, нашла и прочитала книгу.
У Шекспира есть слова: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Ну так это не правда, скажу я вам, потому что такая повесть есть и это «Дорога перемен», Ричарда Йейтса.
По сравнению с главными героями, Ромео и Джульетта просто счастливцы, вытянувшие счастливый билет и на вершине своего пламенного чувства отправившиеся в мир иной. Героям «Дороги перемен» повезло меньше - у них благополучный брак, двое детей и дом в пригороде Нью-Йорка. Типичная американская семья с типичным бытом и укладом жизни, лезущая на стену от скуки, тоски, отвращения и «безысходной пустоты здешней жизни» - как говорит сам Герой.
Этими чувствами - разочарованием в жизни, работе и семье, отвращением к рутине бытия, отсутствием любви к супругу, тупым раздражением и ощущением тупика - насквозь пропитана вся книга.
И если по фильму кажется, что Ди Каприо в роли Фрэнка не плохой малый, любит свою жену и старается о всеобщем счастье - то по книге видно, что это не вполне так. Он так же взрывается этими эмоциями ненависти ко всему происходящему и тошноты от всего окружающего, как и его жена, героиня Кейт Уинслетт - Эйприлл.
Может быть любовь и была на заре их отношений, но уже покинула их дом, на замену пришла привычка, чувство безысходности и вечное глухое раздражение. Они напоминают двух рыб в тесной банке, задыхающихся в мутной воде унылого бытия.
В этом они не одиноки, ближайшие соседи и приятели ушли от них не далеко - в их жизнях происходит примерно тоже, разве что чуть меньше они осознают этого и чуть больше смиряются.
«Бедные америкосы, застрявшие в своем мещанском мирке общества потребления» - можно было бы сказать с усмешкой, если бы подобное не наблюдалось и среди наших «благополучных» семейств. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Йейтс замечательный художник и мастер слова. Он передает малейшие оттенки эмоций своих героев, тончайшие нюансы чувств, пришедших на замену былой любви и страсти - как раздражает запах некогда любимого человека, как беспристрастно оценивается тело супруги - «сухая жердь», как выключается слуховой аппарат, чтобы не слышать надоедливой трескотни жены.
Безумная идея переехать в Европу, в Париж - последняя отчаянная попытка найти хоть какую-то живую идею, воодушевление, точку соприкосновения, общий интерес и как-то реанимировать умирающие отношения. Это действует, но подобно хлысту для загнанной лошади - отношения оживляются и наполняются хоть каким-то смыслом, даже оживает некое подобие чувств, близости и взаимного интереса - но не надолго. Подлинной близости, любви и доверия нет и все это похоже на дурную театральную пьесу, где лишь играют роли, в сердцах же нет ничего.
Идея действительно бредовая, такое под силу осуществить лишь искренне любящим людям, полным жизни и энергии. А тут переезд выступает в роли допинга, средства, которое поможет и изменит все к лучшего, спасет от внутренней пустоты, разочарованности, бездуховности и разумеется обречен на провал.
Все возвращается на круги свои спустя некоторое время, после небольшой эйфории от собственной смелости и возбуждения от новизны идеи - герои скатываются в ту же яму: непонимание, раздражение, склоки и ссоры по мелочам.
Все дело в том что действительно, не убежать от себя. Не убежать от собственной пустоты в душе и разочарования, совершив переезд. Собственные тени настигнут и там, подсознательно они наверное чувствуют это, что является последней каплей невыносимости.
Жестокая книга, я бы сказала, отсекающая иллюзии и надежды юных душ на вечную любовь и «жили они долго и счастливо». Думаю от такой беды как привычка, притупление чувств, разочарование ожиданий не застрахован никто и никогда, каждая лишь пара справляется с этим по-своему. Кто-то не справляется и разводится. Я сама уходила трижды, не вынеся взаимного охлаждения чувств и скуки, приходящей на смену любви и страсти. И принято считать, что развод - плохая вещь и бороться надо до последнего, сохраняя и укрепляя отношения.
Но после прочтения сей книги задумываешься: а надо ли? Конечно, в идеале было бы замечательно иметь отличный брак, крепкую любовь, дружную семью и полную чашу поддержки и понимания. Но если уж не получается, а от такого никто не застрахован - стоит ли мучить другого и себя наигранным, фальшивым благополучием? На протяжении всей книги герои врут друг другу, играют роли, позируют и не являются сами собой, искренности и доверия в их отношениях нет. Вызывает удивление, как и зачем вообще они оказались под одной крыше? Ну вот как-то так это у них получилось, впрочем как у подавляющего большинства получаются первые браки, а то и вторые.
Думаю, сея литература полезна девушкам мечтательным, грезящим о браке, любви до гробовой доски и верности, аки лебединой. Здорово прочищает мозги. Хотя выглядит мрачно, мрачно, что тут еще скажешь.
Может быть начать ужасы читать, может быть там все оптимистичней будет даже, не так безысходно и депрессивно, чем в указанном произведении.
P.S. У него еще два произведения есть. Или больше. Но я нашла еще два. Прочитаю. Отпишусь. Хотя не могу объяснить, чем такое депрессивное чтиво меня привлекает. Наверное, после него я могу оправдать себя, почему развалено три брака :) Можно нести гордо и дальше флаг свой: я из тех кто не собирается прозябать в отношениях без любви. Ага. Аминь. :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий