четверг, 25 февраля 2010 г.

Пока Титаник плывет

11.01.2010

В памяти человечества осталось много катастроф: Помпеи, Чернобыль, войны и землетрясения. Что по сравнению с этим гибель корабля, пусть и «титанического»? Но отчего-то споры об этой катастрофе продолжаются. Пишутся книги, снимается кино. Трагедия почти столетней давности по сей день остается таинственной и мистической. Что же в действительности произошло в ту давнюю ночь 14-го апреля в Атлантике? Из множества расследований, описаний, рассказов очевидцев сложилась, казалось бы, четкая картина катастрофы. Однако скрупулезно, шаг за шагом, восстанавливая произошедшее, постоянно задаешь себе простой вопрос - «они там что, все с ума посходили?»Лиха беда - начало!11 апреля 1912 года, в 14,00 от пирса 44 Английского порта Саутгемптон отчаливает «Титаник». На его борту 1320 пассажиров и 899 членов экипажа - всего 2219 человек. Старт обставлен с большой помпой - оркестры, толпы зевак, радостные крики. Но, как только супер-лайнер начал движение, капитаны «Титаника» и лайнера «Нью-Йорк» повели себя странно: стали отдавать ошибочные команды, и корабли недопустимо сблизились. Еще секунда - произошло бы непоправимое. Только благодаря действиям экипажей портовых буксиров «Нептун» и «Вулкан» удалось избежать катастрофы. Впрочем, столкнись тогда два исполина, не случилось бы трагедии через три дня.А ведь неприятности с «Титаником» начались уже во время постройки. В самых ответственных местах корпуса отчего-то использовались никудышные заклепки, сделанные вручную - ради удобства изготовления. И это при подготовке супер-лайнера, символа новой эпохи!

Итак, «Титаник» в открытом море. После коротких остановок в Шербуре и Куинстауне ничего не мешает величественному судну пересечь Атлантику в рекордно короткий срок. Сообщения об аномальной ледовой обстановке по курсу стали поступать, еще когда лайнер стоял в Куинстауне. Однако с потрясающим упорством эти сообщения игнорируются.

Второй день плавания. Французский пароход «Ла Турень» предупреждает о встреченных им ледяных полях в районе 45o северной широты и 50o40' западной долготы. Лайнер «Париж» сообщает о ледяном поле - на 45o09' северной широты и 49o20' западной долготы. Утром 14 апреля радист «Титаника» принял сообщение от лайнера «Карония»: «Идущие на запад пароходы сообщают об айсбергах, гроулерах и ледяных полях от 42o северной широты, между 49o и 51o западной долготы». Капитан «Титаника» ответил: «Спасибо за сообщение. Погоду мы встретили разную. Смит». В переводе с вежливо-морского это значит «Тебя не спрашивают!». После ответа капитан отдает команду «самый полный вперед!»

Радиограмма английского лайнера «Балтик»: «Несколько пароходов на выходе в океан встретили лед и айсберги от 49o09' до 50o20' западной долготы». Один за другим следуют тревожные сигналы от немецкого парохода «Америка», и вновь от «Балтика». Но ни капитан, ни штурман об этом не знают: радисты не передают тревожные радиограммы начальству. До того ли им! Радист «Титаника» Джон Филиппс и его помощник Гаральд Брайд заняты передачей частных радиограмм на мыс Расс, откуда их телеграфируют в разные города США и Канады. Богатые пассажиры оплачивают эту работу очень щедро. Наступил вечер, а ворох неслужебных радиограмм на столе радистов только растет. Знали бы пассажиры, что оплачивают свою смерть! Опять и опять приходят радиограммы, но радист отвечает только: «Заткнись! Я занят, я работаю с мысом Расс».

Да что же происходит? Что за безумие на корабле? Капитану передают ледовую опасность, а он прибавляет ходу. Засевшее во льдах впереди по курсу «Титаника» судно криком кричит - «Опасность!», а радист сообщает - «Уйди с волны, мешаешь». Команда, словно под действием гипноза, ведет корабль к смерти! К холодному аду!

Без бинокля, но с ветром в голове

Ровно через час на мостике «Титаника» первый помощник капитана Мэрдок услышал по телефону голос впередсмотрящего Флита: «Прямо по носу айсберг, сэр!». И в том, когда было получено это сообщение - не обошлось без мистики и безумия. Слишком поздно - столкновение уже неотвратимо. А все потому, что ключ от ящика с морскими биноклями на «Титанике» унес в кармане офицер Дэвид Блейр, которого незадолго до отплытия перевели на другой корабль. Блейр был очень расстроен этим переводом и забыл передать ключ преемнику. В результате, когда «Титаник» попал в ледяное поле, команде пришлось оценивать обстановку на глазок.

Нет смысла вновь подробно излагать, как корабль столкнулся с айсбергом, какие непоследовательные, ведущие к скорой гибели команды отдавал капитан. Все это сотни раз пересказано. Но что творилось потом! Первую шлюпку спустили на воду с двадцатью четырьмя пассажирами вместо шестидесяти семи - почему? Еще более сорока человек смогли бы выжить!

Все мудрецы в одном тазу

Известно, что в той катастрофе погибло более тысячи пассажиров. Но никто не вспоминает, что в основном это были пассажиры первого класса, элита. Никто не вспоминает, что среди тел, обнаруженных на месте катастрофы, не найдено практически никого из этих элитных пассажиров.

И еще. Незадолго до трагического рейса «Титаника» был спущен на воду и успешно плавал его брат-близнец «Олимпик». Не менее роскошный, он возил пассажиров без помпы и шумихи. Но «Титаник» получил такую рекламу, что путешествие этим рейсом стало очень престижным, знаковым поступком. На борту Титаника собралась интеллектуальная и состоятельная элита Старого и Нового света. Люди, которые должны были определять экономику и благополучие мира в ближайшие двадцать, а то и более лет. И вот все они исчезают в одно мгновение.

Когда читаешь биографии пассажиров, ушедших в бездну вместе с «Титаником», понимаешь, что просто так ничего не происходит. Аристократы, ученые, молодые экономисты, получившие блестящее образование и жаждущие изменить этот мир к лучшему, инженеры, полные новаторских идей.

Корабль падает в бездну - и не остается в мире молодых амбициозных финансистов, способных предотвратить великую депрессию. Не остается будущих политиков, тех, кто мог остановить грядущую Мировую войну. Никто не помешает большевистской революции в России. Экономический кризис заставит Германию ринуться в бездну национал-социализма. А всему виной - трагическая случайность?

Десятки лет считалось, что корабль погубила девяностометровая пробоина. Буквально с первых дней все, кто писал о «Титанике», обязательно о ней упоминали. Но ведь ее никто не видел! В девяностые годы российская экспедиция показала, что никакой пробоины в корабле не было. Батискаф обнаружил только одно - череду аккуратных отверстий в борту. Айсберг на такое не способен. Кстати, тогда, сразу после катастрофы газеты пестрели фотографиями айсберга-убийцы со следами краски с борта «Титаника». Может быть, это был и он. Только надводная часть айсберга, как хорошо известно, это десятая часть подводной, и если уж судно налетело на айсберг, то следы столкновения должны были остаться под водой, а не на надводной части.

.Утро пятнадцатого апреля на месте гибели «Титаника» было таким же серым и холодным, как и ночь накануне. Прибывший на место всего через час после того, как «Титаник» пошел ко дну, лайнер «Карпатия» поднял на борт спасательные шлюпки. Кроме того, спасательная команда смогла найти на месте трагедии чуть более трехсот тел. Все остальные сочтены пропавшими без вести.

Работа над ошибками или полный неуд?

Мы никому не нужны до тех пор, пока мы слабы. Но как только мы встаем на ноги - всегда найдется некто, кто этого не хочет, кто боится нас. И этот некто сделает все, чтобы мы не стали сильны. Ни сейчас, ни потом. У каждого из нас есть такой оппонент. От человека до страны, от страны до планеты. И чем успешнее наш путь, чем сильнее мы становимся - тем большее сопротивление встречаем. Загубив «Титаник», некто или нечто предотвратило золотой век человечества. Век благородства, век прогресса, век просвещения, век разума. Дадут ли нам второй шанс?

Комментариев нет:

Отправить комментарий