среда, 2 сентября 2009 г.

Несколько слов о выброшенных Евангелиях.

Несколько слов о выброшенных Евангелиях.

Я почувствовал, что не я оцениваю эту книгу; напротив, по этой книге будут оценивать меня, независимо от того, как я к этому факту отношусь.

Накануне Пасхи Сретенская семинария сделала большое дело: в качестве пасхального подарка от Святейшего Патриарха семинаристы три дня подряд раздавали в московском метрополитене Евангелие от Марка всем, кто желал такой подарок принять. Действительно, большое и замечательное дело!

В том, как это освещалось в прессе, меня несколько удивили сравнения с сектантами, подаваемые таким образом, что будто бы раньше раздача на улице Евангелий была их прерогативой. Я значительную часть жизни прожил в Москве, встречал немало сектантов, с некоторыми беседовал - но ни разу не видел, чтобы кто-то из них дарил людям Евангелия.

Больше всего в метрополитене "засветились" кришнаиты, протягивавшие прохожим, разумеется, не Евангелие, а Бхагават-гиту. Но и ее они предлагали не даром. Объявляя это подарком, они не отпускали книгу из рук, пока им не удавалось выпросить за нее "пожертвование". Часто раздавали свои материалы свидетели Иеговы - совсем даром, в отличие от кришнаитов, но среди таких материалов я никогда не видел Евангелия, это были или номера их журналов, или пропагандистские брошюрки с изложением лжеучения их секты. Пару раз я видел последователей "сайентологии", раздающих свои рекламные материалы; разумеется, среди них тоже не было и не могло быть Евангелия. Муниты вообще ничего не раздавали бесплатно, они предлагали купить у них какие-то наклейки, а деньги за это якобы пойдут на дело борьбы за мир во всем мире либо на дело укрепления всеобщего целомудрия. Вообще нужно сказать, что из всех сектантов, по моим наблюдениям, наиболее активными в плане работы с населением являются нехристианские.

Что же до "христианских" сектантов. Однажды, когда я уже был в Церкви, мой дядя, работавший в милиции, дал мне изданный "Гедеоновыми братьями" Новый Завет, сообщив, что им всем это раздали на работе. Видимо, в конкретных учреждениях кто-то из протестантов все-таки дарил Писание, но я никогда не видел и не слышал от других, чтобы Евангелие раздавали в метро или на улице и уж тем более, чтобы это делали столь систематично, как ныне начала делать Русская Православная Церковь. Возможно, и даже вероятно, что когда-то в начале 1990-х такое и было, но это никак нельзя назвать типичным для Москвы явлением.

По моему опыту и опыту моих знакомых, протестанты действительно иногда в то время давали людям Евангелие и даже целые Библии, но это было не в метро, и нельзя сказать, что это было даром.

Наверняка, многие помнят начало 1990-х, проповеди Билли Грэмма и других заезжих проповедников в "Олимпийском". И множество людей, приходивших на эти встречи. Я был среди этих людей. Не потому, что хотел послушать Билли Грэмма, а потому, что устроители протестантской миссии обещали всем, кто исправно посетит не менее пяти встреч, бесплатно выдать Библию. Для этого нужно было сначала заполнить анкету, где указать свои личные данные, в том числе адрес. После этого получить именную карточку. При каждом посещении специальные люди эти карточки компостировали, ставя одну дырку в виде сердечка. Когда дырок набиралось пять, нужно было подходить к особому пункту, где человек проверял количество дырок на карточке, удостоверяющее, что я отпосещал необходимое количество "проповедей", и только после этого можно было получить Библию - Синодальный перевод, сделанный в XIX веке Православной Церковью для православных христиан.

Вот так раздавали Писание у нас протестанты. Конечно, денег они за него не брали, но и сказать, что давали даром, мне кажется, тоже нельзя. Я честно отсидел пять встреч, получил Библию и больше не возвращался, хотя еще несколько лет приходили приглашения по почте на адрес, опрометчиво указанный в анкете. Думаю, многие тогда приходили именно ради Библии. Помню моих соседей, которые приходили, получали "дырку" в свою карточку и мирно засыпали вплоть до окончания проповеднического шоу. Хотя, конечно, были и такие, кто верили этим проповедникам и в конце под эмоциональные призывы со сцены спускался вниз, чтобы "принять крещение".

Мне кажется, это разительно отличается от той акции, которую по благословению Патриарха провела Сретенская духовная семинария. Это был действительно подарок, без каких-либо ухищрений содрать с человека, принявшего дар, либо его деньги в виде пожертвований, либо его время в виде обязательной отсидки на каких-нибудь православных мероприятиях. И дарилось именно Евангелие, слово Божие, памятник мировой литературы и нашей культуры, а не примитивные рекламные материалы по типу "у нас очень круто, приходите в нашу церковь и отдайте нам свои души и кошельки".

Но сейчас мне хотелось бы поговорить о другом. Недавно сайт "Православие.Ру" стал публиковать заметки студентов Сретенской духовной семинарии об их впечатлениях от акции.

Лейтмотивом в воспоминаниях участников раздачи проходит глубокое сожаление от того, что некоторые люди из тех, кто брал Евангелия, выбрасывали их по дороге: "У многих из нас с ужасом сжималось сердце, когда вытаскивали порванное Священное Писание из мусорных урн, прожженное сигаретами или со следами подошв на обложке. Не все были готовы к тому, чтобы увидеть такое обращение с Божественным Откровением" (Дионисий Павлов); "В тот момент меня поразило: как же люди могут мять эту книгу и выбрасывать в грязную урну? За что человек может так ненавидеть Бога?" (Василий Родионов); "Страшно смотреть, как некоторые люди выбрасывали Евангелия, топтали, рвали" (Егор Мовчан); "Очень небрежное отношение к Евангелию. Особенно это касалось взрослых мужчин и лиц неславянской внешности. Приходилось за ними ходить и вытаскивать Евангелие из мусорных баков" (Иван Букарев); "Кто-то брал книгу, потом выбрасывал, топтал ногами, плевал, тушил об нее сигареты. Тяжело было подбирать такую книгу в таком состоянии" (Константин Норкин); "Тяжелее всего было переносить две вещи: выброшенные Евангелия и человеческое безразличие" (Иван Хохлов).

То, что рассказали ребята, действительно очень печально. Об этом тяжело даже просто читать, а уж как тяжело это было видеть.

Но вместе с тем, читая такие слова, я вспоминал о том, с чего началось мое путешествие к Богу и к Его Церкви. А началось оно как раз с выброшенных кем-то в метро брошюрок Евангелия. И мне захотелось об этом рассказать. Именно в таком контексте.

Хотя по отцовской линии я происхожу из духовного сословия (мой прадед был священником), в советское время мои родители были неверующими людьми, и я знал о христианстве не больше, чем основная масса моих сверстников. Собственно говоря, практически ничего не знал. В нашей семье хранилась старая дореволюционная Псалтырь на церковнославянском языке, которую вместе с иконами моя прабабушка успела спасти из дома перед тем, как его сожгли немцы. Помню, как я в детстве разглядывал эту книгу, но прочитать ее не мог.

Я не знал ничего о Боге, но, как и любой человек, я любил красоту. Красоту образа, красоту звука, красоту запаха, красоту состояния, красоту слов, красоту мысли, красоту поступка и самую высшую - красоту Истины.

Кажется, на дворе был 1992 год. Одна из моих бабушек (не родная) в то время работала уборщицей в метрополитене. И вот как-то раз она нашла выброшенные книги - то было Евангелие от Луки. Бабушка тогда исповедовала атеизм, но внушенное с детства почтение к книгам (а может быть, какое-то более глубокое чувство) заставило ее поднять их и принести к себе домой. Один экземпляр она при встрече дала почитать мне, в то время подростку, а второй оставила себе.

Читать я любил, поэтому прочел и полученную от бабушки книжку. На мою душу она произвела сильнейшее воздействие. Я почувствовал, что описанное в ней - не просто правда, как может быть правдив исторический источник, но что это неизменная константа бытия - то, что больше истории, то, что больше меня. Я почувствовал, что не я оцениваю эту книгу; напротив, по этой книге будут оценивать меня, независимо от того, как я к этому факту отношусь.

И после прочтения этой брошюрки, кем-то пренебреженной и выброшенной, я стал верующим человеком. Я стал называть себя христианином, хотя прошло еще четыре года, прежде чем я наконец воцерковился.

Узнав Православие, я увидел неземную красоту его и полюбил ее.

Говоря о красоте Православия, я подразумеваю не эстетическую красоту храмов, икон, церковного пения. Речь идет о догматической красоте. Сама вера православная, само учение Церкви, сама Благая Весть красива. Бог стал человеком - это красиво! Творец снизошел к Своему творению - это красиво! Божественное единение лиц Пресвятой Троицы в любви - это красиво! Я видел красоту каждого догмата, каждого слова и поступка Христа, Его учеников и их учеников - святых. И красота эта пленила меня.

Это и есть красота Истины. И впервые приоткрыло ее для меня Евангелие, выброшенное кем-то в переходе метро.

Бабушка, которая дала мне ту брошюрку, за эти годы тоже обрела веру и пришла в Церковь. Но лишь недавно, полтора года назад, разговорившись с ней о том случае, я с удивлением узнал, что для нее первым шагом к вере тоже стало знакомство с экземпляром найденного ею Евангелия от Луки - тем, который она оставила себе.

И я рад засвидетельствовать, что на нашей семье явным образом исполнилось сказанное Господом: "Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55: 11).

Слава Богу, что есть не только выбрасывающие слово Божие. Есть и подбирающие. И об этом тоже засвидетельствовали ребята, трудившиеся на благом послушании:

"Очень много невоцерковленных и неправославных людей, но при этом благоговеющих перед святыней, хотя иногда и чужой: многие помогали собирать выброшенные книги, особенно рабочие из Средней Азии" (Иван Хохлов); "Очень многих возмущало, что много Евангелий выбрасывалось. Но всегда Господь посылал тех людей, которые не боялись поднять их, порой даже из грязи, и принести назад нам" (Денис Костомаров); "Был случай, когда в первый день к нам подошел мужчина, эстонец, и попросил давать книги только тем людям, которые точно будут брать. И показал свой портфель, где у него лежало десять грязных Евангелий, которые он забрал себе" (Алексей Болотаев); "Ко мне подошел пожилой мужчина приятной наружности, он представился и сказал, что он ученый, преподает в одном московском вузе. Этот человек рассказал, что, когда шел по переходу, увидел валяющееся на полу Евангелие. Он поднял его, сказал, что приведет его в порядок и кому-нибудь подарит" (Александр Бобраков).

Русская линия

Комментариев нет:

Отправить комментарий