Потянуло меня на посты по исторической тематике. Этот близок к моим непосредственным интересам.
В XII веке до Западной Европы через Ближний Восток не без влияния крестовых походов в "защиту Гроба Господня" доходили смутные слухи о том, что где-то в Азии живут не только язычники-безбожники, но и некие таинственные христиане, населяющие огромную страну. С XIII века стали отмечать, что правит ими не то некий царь Давид, не то (более популярная версия) некий пресвитер Иоанн.
Легенда просуществовала не одно столетие, но особый интерес к ней был вызван продвижением монголов на Запад.
Возникла потребность собрать как можно больше сведений об их обычаях, нравах, государственности, армии и, разумеется, внешнеполитических целях. При этом не последнее место отводилось надежде найти в них (или с их помощью) связь с христианским царством пресвитера Иоанна и вовлечь их с помощью миссионеров в орбиту католицизма.
В организации подобных миссий принимали участие римские папы и короли западноевропейских стран. Политические успехи подобных предприятий были невелики, но зато расширение географических и этнографических знаний европейцев в XIII веке происходило достаточно быстро.
Плано Карпини (Джованни дель Пьяно Карпини) родился в начале 1880-х годов в Перудже. С юношеских лет он был другом Франциска Ассизского, основавшего знаменитый орден нищенствующих монахов-францисканцев. Плано Карпини и самого можно причислить к основателям ордена и его особого подразделения - ордена миноритов.
К тому моменту, когда папа римский отправил его к монголам, Плано Карпини уже являлся католическим прелатом со значительным дипломатическим опытом, приобретенным при выполнении поручений в Испании и Португалии. И в путешествие он отправлялся в статусе папского легата.
Выезд Плано Карпини из Лиона, где в то время находился папа римский Иннокентий IV, состоялся 16 апреля 1245 года. Его путь лежал через Чехию и Польшу, далее он двигался по Днепру, Дону и Волге, добираясь до Батыя в Сарае.
Дипломатического опыта Плано Карпини не хватило, чтобы уговорить Батыя самому принять папские грамоты, которые адресовались великому хану, находившемуся в Каракоруме, поэтому ему пришлось добираться до сердца Центральной Азии.
В ставке великого хана Гуюка Плано Карпини пробыл целых три месяца и покинул ее только 13 ноября 1246 года. Эта задержка была связана непосредственно с долгими торжествами по поводу избрания Гуюка великим ханом на курултае, на который собралось не менее четырех тысяч посланцев различных народов и племен, прямо или косвенно подвластных монголам. Среди них в числе русской знати был и отец Александра Невского, не переживший ханского гостеприимства. Не без свидетельств Плано Карпини ряд историков делает выводы о том, что Ярослава Всеволодович был отравлен в Каракоруме.
Обратно в Лион Плано Карпини добрался осенью 1247 года. Он двигался практически тем же путем и затратил на свое путешествие около двух с половиной лет. Не так много по меркам Средневековья.
Вскоре после возвращения в Европу Плано Карпини, возведенный в сан архиепископа, умер, не дожив до семидесяти лет. Точная дата смерти не установлена, но произошло это не ранее 1252 года.
Особых результатов дипломатическая миссия Плано Карпини не принесла, царства пресвитера Иоанна он не нашел, но осталась его книга с описанием путешествия - "История монгалов, именуемых нами татарами" ("Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus"), ставшая первым оригинальным европейским сочинением о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. Ну а благодаря описаниям картин жизни в Восточной Европе и в азиатских владениях монголов в середине XIII века "История монгалов" по сей день остается актуальной как историческое свидетельство.
понедельник, 9 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий