воскресенье, 11 октября 2009 г.

РУССКАЯ ВЕРА

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры - но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

( Фёдор Тютчев, 1851 )

Дюбой народ, так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает размышлять о том, откуда и как он появился на Земле? А вслед за этим приходит и необходимость поиска ответа на другие, но ещё более значимые вопросы - зачем этот народ существует в мире? Ради какой цели, во имя какого смысла он живёт? И оттого, какие будут найдены ответы на эти вопросы, зависит сама история и сама жизнь народа. Кто-то, веря в свою судьбу, отправляется в завоевательные походы. Другие видят своё предназначение в мирном труде. Третьи считают себя хранителями величайшей мудрости. Четвёртые... Впрочем, перечисление может быть бесконечным, тем более что у одного и того же народа, в зависимости от исторических обстоятельств, жизненные целевые установки могли изменяться, да и не по одному разу.

В нынешнее время стало модным превозносить славянское язычество, более того, возникли языческие общины, поклоняющиеся якобы древним, "исконным" славянским богам, а "священным языческим писанием" объявлена "Влесова книга". В газетах часто приходится читать интервью с многочисленными "волхвами" и "берегинями". На самом деле, современные языческие культы не имеют никакого отношения к исторической действительности - всё это собственные изобретения новоявленных "волхвов", начитавшихся научных и околонаучных книжек.

Горячий ( именно горячий, даже жгучий! ) интерес к славянской мифологии, поразивший сегодняшнюю читательскую публику, далеко не случает. Он обусловлен многими причинами, но, главная, думается, одна - ныне, в начале XXI века, мы, русские люди, как и наши предки тысячу лет назад, на исходе века Х, совершаем новый выбор веры. Выходя из атеистического, даже языческого, по сути своей, миросозерцания, подверженные многообразным идейным и религиозным влияниям извне, мы ищем духовную основу настоящей и будущей России.

И, вполне естественно, что кто-то видит эту основу в той изначальной, древнейшей славянской мифологии, которая образовывала духовную жизнь славянских народов на протяжении многих и многих столетий до времени принятия Святого Крещения. Образно говоря, Перуновы стрелы продолжают разить в цель.

Сегодня появляется множество книг, посвящённых славянской мифологии. К сожалению, немалая часть этих книг написана неспециалистами. Но именно в этих книгах, как кажется их авторам, раскрываются все тайны древнеславянской языческой религии. И, опять же, к сожалению, подобная уверенность не имеет никакого подтверждения в существующих и известных сегодня источниках.

А что же наука? Разве она не виновата в подобном положении вещей? Виновата, и этого нельзя отрицать. Ведь наука не использует ещё все свои возможности в полную силу. Разделённая по отраслевому принципу, наука никак не может собрать в единую картину множество разноликих данных - археолог не владеет всей совокупностью письменных источников, лингвист не знает археологии, историк слаб в этнографии, этнограф - в исторической лингвистике и т.д. и т.п. А свято место пусто ведь не бывает.

(продолжение следует...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий